alexeytretyakov

Category:

Сказка о Конане.

Одним из моих любимых фильмов с детства и по сей день является «Конан-варвар» 1982 г. режиссера Д. Милиуса. Это эпик о героях и злодеях, о жизни и смерти в Хайборийскую Эру Земли, предшествующую древней истории человечества. В ту эпохи еще не поднялись сыны Ария, а океаны и материки имели иные очертания. Можно было встретить следы еще более ранних эпох, древние хтонические существа поднимались из недр или морских пучин. Это эпоха героев, когда миром правила Тайна Стали. 

Можно сказать и иначе. Это было время, когда герои фэнтези были мужественными, а героини женственными, а не наоборот. Это было в ту эпоху кино, когда сильный женский образ был не данью культу Феминизма, а художественным приемом, когда персонажам книг не меняли пол или расу, но при этом все смотрелось органично. Мужские персонажи не были безвольными истеричками, а были... мужчинами. Это было давно ушедшее и почти забытое время отличного кино...

Это то самое героическое фэнтези со всеми необходимыми атрибутами и элементами. Фильм идет более двух часов, но он стоит того, чтобы досмотреть до конца.

Эпичный постер в манере художников жанра фэнтези.

Конан — варвар из северного племени киммерийцев, ставший рабом, а позже получивший свободу. Это время было жестоким и непримиримым. Время Меча и Магии, где господствовало право сильного. 


«Чувство вины не мучает того, кто поднимает этот меч во имя Крома».

Вся вселенная Конана и Хайборийской Эры создана американским писателем Р.И. Говардом, являющимся таким же «отцом» жанра фэнтези, как Дж. Р.Р. Толкин. Только иного направления, более жесткого, земного и, без преувеличения, плотского фэнтези. Это альтернативная древнейшая история нашей планеты, еще до окончательного обретения современных очертаний.

Сразу стоит сказать, что фильм 1982 г. — это не потекстовая экранизация какой-то одной или нескольких книг. Это собирательный труд, знакомящий широкие массы зрителей с этой вселенной. Отходов от канона книжного Конана довольно много — от самой концепции и сюжета до деталей и описания персонажей. К примеру Конан и исполнении Арнольда «Терминатора» Шварценеггера на книжного внешне мало походит, но харизмой берет свое. Это явно лучше, чем Джейсон Момоа — полинезийский Конан — это, конечно, модно, стильно, толерантно, но не во вселенной, где был особый пунктик по расам и народам ))

Конан от Шварца
Конан от Шварца
Конан от Ральфа Мёллера из сериала по вселенной.
Конан от Ральфа Мёллера из сериала по вселенной.
Конан от Кхала Дрого
Конан от Кхала Дрого

Какой из них «каноничней» судите сами. На вкус и цвет, как говорится.

А вот таким Конана видели художники 

Конан и кинг-конгов всяких побеждал. На глазах спасенной девы )
Конан и кинг-конгов всяких побеждал. На глазах спасенной девы )

Ну, для фэнтези жанра в 70-80 гг. и его визуализации были характерны «обнаженка», гипертрофированная мускулатура и женщин, и мужчин (популярность тренажерных залов, бодибилдинга и т.п.), минимальная броня — бронелифчики и бронетруселя, кожаная бдсм-щина и внушительные орудия в руках. Такие художники, как Фрэнк Фразетта, Луис Ройо )или Рохо), Борис Вальехо и другие творили в подобном ключе. Подобная сексуализация лишь отчасти была вызвана литературой (откровенных и непосредственных сцен там хватает), но, в основном, это дань моде и вкусам времени создания артов и фильмов.

Конан — герой, создавший себя сам. Он даже родился на поле боя, вылез из чрева матери во время битвы. Не самое тихое и безопасное место для новорожденного. Отец учил Конана «Не доверяй никому во всем этом мире — ни мужчинам, ни женщинам, ни животным... верь только в это. [указывая на меч]». Верить только стали. Стали с большой буквы. Сталь принесет женщин, славу, золото. Все. Секрет Стали — секрет всей жизни для Конана и всех тех, кто сталью живет и умирает от стали. Эта идея проходит сквозь весь фильм и судьбу Конана.

1. Сталь принесла смерть его родным и племени, Конану — рабство.

2. Сталь научила его правилу жизни и смерти.

3. Сталь освободила его. 

4. Сталь принесла ему месть за возлюбленную и родных.

5. Сталь сделала его героем своего времени.

Очень замечательный эпизод был в скальной гробнице, куда Конан случайно попал, спасаясь с кандалами на ногах от собак. Он обретает древний меч, а его прежний хозяин — скелет мощного воина в латах якобы дарует меч Конану и наклоном головы приветствует его. Конан ему отвечает. Некий фэнтезийный символизм присутствует весь фильм.

Мечи — это отдельная история. Их ковал отец главного героя, сотворив вершину своего творчества. По иронии судьбы, этим мечом была обезглавлена мать Конана, а сам клинок достался одному из подручных главного злодея — мага, духовного гуру культа Змеи Тулса Дума. Древний меч Конана и меч его отца скрестятся в смертельном поединке.

Слева - меч, созданный отцом Конана, справа - меч из древней гробницы.
Слева - меч, созданный отцом Конана, справа - меч из древней гробницы.

Герой проходит в течении фильма все необходимые фазы становления. Помимо детства, отрочества и юности, мы видим формирование взрослого героя. Сначала это недалекий, толстокожий гладиатор, мясо для арены. Затем это воин, постигший мастерство востока и, что важнее, азы знаний и литературы, что расширило его представления о мире и сделало ум острым и способным к принятию новых решений. Далее, это авантюрный, веселый период бытности вором. При своих огромных габаритах, Конан сломал не только массу засовов и замков, но и стереотипы о маленьких юрких ворах. Он обретает друга-пройдоху Субутая.


На этой "крутилке" Конан раскачался до габаритов бодибилдера. Правда он в живых остался один к моменту совершеннолетия.
На этой "крутилке" Конан раскачался до габаритов бодибилдера. Правда он в живых остался один к моменту совершеннолетия.

Пришло время мести, совпавшее с миссией по спасению дочери короля. Киммериец желает мстить настолько сильно, что это желание застилает ему все остальное и заставляет пойти на рискованный шаг. Его поймали, пытали и распяли на Древе Боли (Древе Зла). Там Конан почти умирает, но друзья, на то и друзья, выручают его. Это катарсис героя. Настоящий, мучительный, но очищающий душу и разум.

Компаньоны Конана - Валерия и Субутай (Валерия слева, если что)
Компаньоны Конана - Валерия и Субутай (Валерия слева, если что)

Его друзья во время ритуала спасают его душу и тело от духов смерти, а его возлюбленная Валерия завещает им свою жизнь в обмен на жизнь Конана. Кстати, у Конана было много женщин, но истинной любовью была только эта светловолосая Валерия. 

Немного о других персонажах фильма. Это триада злодеев — Тулса Дум, Торгрим и Рексор. Мощные телом и духом злодеи действительно страшны своей преданностью Тулсе Думу и культу Змеи и своими навыками.

Он смотрит на тебя, как на... киммерийца недостойного.
Он смотрит на тебя, как на... киммерийца недостойного.

Во время похищения принцессы, Конан с друзьями проникают в недра цитадели Тулсы Дума. Под маской благочестия, праведных речей о благе и чистоте видно то, чему предаются служители культа — оргии, пьянство, каннибализм... Одурманенные красотки и бдсм-сторожа-повара творят непотребства на потеху Тулсе Думу. Он лишь созерцает свою власть над людьми, которые верят его словам и готовы исполнять все его приказы. Он владеет колдунством и превращается в змею и уползает, пока идут разборки. 

«Были времена, когда я искал Сталь. Она была дороже золота и всех украшений. секрет Стали. Да. (по его жесту девушка прыгает со скалы и разбивается). Вот, это сила. Вот, это власть. Сила и власть плоти. Что такое сталь по сравнению с рукой, которая ее держит?»  Тулса Дум говорит (из сборника «Цитаты увОжаемых злодеев»).

Принцессу спасают, но теряют Валерию. Но Конан помнит ее слова «если бы я была мертва, а ты бы боролся за жизнь, я бы пришла из тьмы». Это очень сильный женский персонаж. Сильный по-женски. Конан предает тело возлюбленной огню. И срывает знак своих богов. Весьма сильная сцена.

— Почему ты плачешь?

— Это Конан. Он из стали. Он не станет плакать. Значит, я плачу вместо него.

Далее, последняя битва с Тулсой Думом и его воинами. Конан, Субутай и чудаковатый шаман Акиро готовятся к бою.

— Для нас нет больше весны. Только ветер и его свежесть перед бурей.

Боги в истории про Конана лишь необходимый фон. Кром — суровый и молчаливый покровитель Конана.

— Боги помогут нам?
— Нет.
— Тогда скажи им, чтобы убирались с дороги!

В этой битве Конан и его друзья дают всю волю своей мести и ярости. Они не без труда истребляют весь отряд Тулсы Дума (тот бежит), получают раны и увечья и побеждают. В поединке с Рексором древний меч Конана ломает меч его отца. Ну, а венчает этот эпичный шедевр обезглавливание Тулсы Дума на глазах тысяч его поклонников обломком меча, выкованного отцом Конана. Фанатики видят, что поклонялись не живому богу и расходятся, а герой сжигает главный храм культа Змеи. 

Этот фильм огромный труд реквизиторов, съемочной бригады, актеров и прочих. Фильм подвергался критике по ряду критериев и откровенных придирок, но одного у него все же не отнять. Эпичности. Героическое фэнтези в кино равнялось на Конана, на эту сказку для взрослых.

Особо стоит отметить потрясающий саундтрек Бэйзила Поледуриса. Он погружает нас в мир этого фильма, в Хайборийскую Эру. Саундтрек рекомендую послушать отдельно от фильма и все композиции - отличная музыка!

https://youtu.be/EAFtiUoq6TE 

На самом деле культурный феномен Конанианы очень глубок, учитывая личность «отца» Конана Р.И. Говарда, его мировоззрение, ценности и посылы в произведениях. Это древний мир культа силы, мечей, черной магии, никакой лицемерной толерантности. Но и в нем есть место чести, верности, дружбе, любви. Фильм отразил это настолько, насколько смог. И эта экранизация лишь вершина айсберга того, что скрыто во вселенной Хайборийской Эры. Но это, как говорится, совершенно другая история.

Король Конан
Король Конан

Да, как и любое кино, этот фильм имеет и ляпы, и неточности и шероховатости. Критиковали игру Шварценеггера за безэмоциальность, холодность, грубость. Возможно и так, но представить грозного киммерийца с мимикой Джима Керри довольно сложно. Кесарю кесарево, а Конану конаново. Все так, тут либо фильмА зайдет, либо нет. И да, мне чертовски нравится это кино )

В общем, рекомендую к просмотру, тем кто не видел и не слышал, а я свое очень давнее обещание считаю выполненным данной рецензией. 

И помните мудрое киммерийское наставление:

«Лучше держать палку в руке, чем быть ею битой по спине».

Во славу Крома!

#ЗапискиРобеспьера #Третьяков #КонанВарвар #РобертГовард #ОтличноеКино #Фэнтези #Эпик

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened